Cреди реликвий до колумбовой эпохи, обнаруженных как археодогами, так и грабителями могил, встречается немало любопытных вещиц. Многие из них с большим изяществом выгтолнены из золота.
Благодаря современным этнографическим изысканиям, в частности изучению деятельности шаманов, свидетельствам испанских летописцев времени покорения индейцев (некоторые из этих свидетельств полны предубеждений, другие искреннего интереса) и отчстам археологов удалось пролить свет на значение этих вещиц.
Они несут в себе глубокую веру индейцев в то, что болезнь и смерть посылаются сверхъестественными силами. Практика шаманизма - попытка служить посредниками между видимым и невидимым миром, между людьми и многочисленными силами, влияющими на их жизнь.Шаман пыгался сохранять моральные и социальные нормы общины, исцелять от болезней, предсказывать будущее, отводнть злое колдовство. Он определял, когда людям идти на охоту рыбу или сажать растения.
Иногда мотивы на были иные: он мог, например, отправиться мир духов, чтобы навлечь болезнь на своего врага. Но всегда он искал милости у своих сверхъестественных повелителей.Фигура в стиле муиска, изображенная наверху, сделана из сплава золота и меди.
Человек сидит в ритуальной моче - на корточках. Поза эта характерна для шаманов.В такой позе шаман находился в состоянии усиленной сосредоточенности на своих внутренмих ощушесниях или на внешних наблюдениях.
Он мог следить за мерцающим светом тлеющих угольков или вглядынаться в цвета спектра горных кристаллов.
Возможно, бдение шамана сопровождалось ритуальными песнопениями или ритмическим постукиванием по барабану. сделанному из бутылочной тыквы.
В таких условиях, по словам олного современного шамаиа. «горизопт открывается, как дверь».